Россияне наравне с остальным развитым миром в ближайшие годы окажутся в иной экономической реальности. Российский экономист, политолог, действительный член РАЕН, доктор экономических наук и директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин считает, что мир информационных технологий принципиально изменит приоритеты развития общества, передает корреспондент агентства ЕАН.
На форуме для первых лиц «Россия-2016. Новая реальность», организованном «Центром бизнес-образования» в Екатеринбурге, Михаил Делягин прочитал лекцию о причинах ближайших изменений. ЕАН приводит выдержки из его выступления.
В течение ближайших пяти лет все мы окажемся в принципиально ином мире. Дело не только в российском кризисе – дело в кризисе мировом, а также во влиянии информационных технологий.
Изменения будут происходить достаточно медленно. Мы можем не заметить их: дома, улицы и даже машины лет через пять останутся те же. Но мы будем по-другому реагировать на события и оценивать себя в этом мире.
Традиционные индустриальные технологии, к которым приспособлены все социальные отношения, сейчас заменяются технологиями информационными.
Последние максимально упростили коммуникацию и изменили характер человеческой деятельности. На протяжении всей истории человечество меняло окружающий мир. Мы приспособлены к этому как биологический вид всей эволюции, на уровне психики.
В последнюю четверть века, однако, вместо изменения мира мы начинаем менять свое восприятие этого мира.
Пока не все последствия этого воздействия осознаны, но одно из них можно определить уже сейчас. Например, то, что мир для человечества стал менее познаваемым. С такой ситуацией общество сталкивается впервые за всю историю его развития. Теперь мы воспринимаем не предмет как таковой, а совокупность оценок о нем. Это возникает не потому, что кто-то кого-то хочет обмануть, а потому, что каждый хочет продать какой-либо товар, услугу и для этого сконструировать себе потребителя.
Для информационного воздействия на общество достаточно воздействовать лишь на его элиту. В результате эта группа оказывается под более массированным информационным воздействием и перестает понимать, что говорит общество. Это перекрывает возможности для демократии.
Под воздействием информационных технологий общество все меньше следует своим интересам и все больше — жажде новых эмоций. В политике это реализуется с потрясающей наглядностью. Тех, кто обещает реализовать даже самые насущные потребности общества, опережают конкуренты, обещающие новые эмоции. Возможно, это результат того, что мы немного заелись. Развитые страны не голодают уже три поколения. Может быть, кризис вернет нас к более низкому уровню жизни, и ситуация возвратится к старым правилам. Но пока люди идут не за деньгами, а за эмоциями. И это тоже важно понимать для продвижения товара.
Изменилась форма организации общества. Люди привыкли к тому, что общественная жизнь структурирована по клубам. В политике общество – это огромные массовые партии, в социальной жизни – клубы по интересам, по образу жизни. Все эти форматы уходят в прошлое. Общество начинает структурироваться в виде сект – сообществ, объединенных некритичным восприятием того или иного явления. В качестве объекта поклонения может быть все что угодно: физлицо, идея, товар, финансовый продукт. Когда американцы начали развивать коммерческое радио и им нечем было заполнить радиоэфир, они стали пускать туда проповедников. Тогда появилась формула: «Хочешь стать миллионером – создай религию». Сегодня эту формулу можно переосмыслить: «Хочешь стать миллиардером – создай секту». Не знаю, кто заработал на маечках с надписью «Навальный», но думаю, что получили эти люди весьма много.
Информационные технологии изменили границы общества. В советское время бытовало утверждение «Семья – ячейка общества». Это казалось незыблемым догматом. Однако, оглядываясь на своих знакомых, разведенных или живущих без семьи, уже лет 15 назад я понял, что ячейка общества теперь не семья, а индивид.
Общество надстроилось не только снизу, с появлением индивидов, но и сверху – с возникновением межгосударственных корпораций. Они стали сильнее государств и подчинили большинство государств своей воле. Сегодня внешняя политика – это результат действий разных бизнес-структур.
Информационные технологии резко повысили производительность труда. Индустриальные технологии были менее эффективны, для производства требовалось много людей, и каждый человек был ценностью и источником прибыли. Отсюда, кстати, вырос гуманизм. Развитие информтехнологий привело к огромному количеству ненужной рабочей силы. Государства сдерживали до недавнего времени процессы технического прогресса, но сейчас они ослабели. Глобальный бизнес в принципе не понимает термина «социальная ответственность» и заменил понятие эффективности на уровне общества эффективностью на уровне фирмы. В результате информационные технологии делают лишней огромную часть сегодняшних занятых граждан.
В развитых странах наблюдается тенденция «утилизации» среднего класса. Процесс идет с разными скоростями, но так или иначе он запущен. Сегодняшняя демократия существует от имени и для среднего класса. Ослабление среднего класса означает во-первых, вырождение демократии в информационную диктатуру, а во-вторых, сокращение спроса, так как исчезнет основной потребитель.
Производство становится относительно малорентабельным. Основная часть прибыли достается разработчикам дизайна и технологий, и производство в перспективе будет приходить в упадок.
Технологии приходят на смену деньгам: все чаще интеллектуальный продукт не продается, а предоставляется в аренду. Любой, кто приобретал официальный продукт Microsoft, поймет, что я имею в виду. И таких практик становится все больше. Эта революция происходит сейчас, и, если мы сможем оседлать ее, то будем успешны в самых серьезных потрясениях.
Ссылка на источник: https://mdelyagin.whotrades.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий